История велосипеда с 1817 г. до наших дней
Их — более миллиарда
Правила дорожного движения учат нас, что велосипед — это транспортное средство, которое, как правило, имеет два колеса и приводится в движение мускульной силой находящихся на нем людей.
В дорожном движении современного мира участвует более миллиарда велосипедов. Самым распространенным средством передвижения велосипед стал благодаря своей приемлемой стоимости и относительной безопасности. Кроме того, велосипед не требует топлива, а соотношение прикладываемых усилий к развиваемой им скорости — в пользу велосипедиста.
В 2005 г. проведенный в Великобритании соцопрос показал, что большинство респондентов считает велосипед величайшим техническим изобретением XIX века. Так как и кем был придуман велосипед?
«Дрезина» фон Дреза
В 1817 году барон Карл фон Дрез создал «машину для ходьбы», а именно — первый двухколесный самокат. Снабженная рулем деревянная конструкция напоминала велосипед без педалей. Прозванная «дрезиной» машина увидела свет во многом благодаря аномально холодному лету 1816 г., когда сильно сократилось поголовье лошадей. Уже в 1818 г. запатентованная машина Дреза получила распространение в Великобритании. На острове ее, конечно же, стали называть денди-хорз.
Кирк Патрик Макмиллан и его вклад
В 1840 г. Киркпатрик Макмиллан, обыкновенный шотландский кузнец, поработал над усовершенствованием изобретения фон Дреза. Добавив к денди-хорз седло и педали, он получил велосипед, очень напоминающий современный. Педали были соединены с задним колесом металлическими стержнями, приводившимися в движение посредством шатунов. Поворачивая руль, вы поворачивали переднее колесо. Сиденье велосипедиста располагалось между передним и задним колесом. Как это часто бывает с опередившими свое время новинками, велосипед Макмиллана так и остался известен лишь узкому кругу лиц.
Патент Пьера Лалмана
Фактическим же изобретателем велосипеда стал юный Пьер Лалман. В 1862 г. этому 19-летнему мастеру из Нанси (Франция) пришла в голову мысль оснастить денди-хорз крутящимися педалями. Лалман и не догадывался о существовании велосипеда шотландца Макмиллана. Лионские промышленники были одними из первых, кто оценил потенциал машины Пьера Лалмана: предприниматели Оливье начали массовый выпуск дрезин с педалями. Их компаньоном стал каретный инженер Пьер Мишо, которому принадлежит заслуга создания металлической велорамы и титул крестного отца изделия (именно Мишо предложил название «велосипед»). Лалман же, поработав некоторое время у братьев Оливье, перебрался в Америку, где в 1866 г. запатентовал свое изобретение.
Эволюция компонентов
1845 г. - британец Р. У. Томпсон запатентовал надувную шину, оказавшуюся впоследствии технологически несовершенной.
1867 г. - изобретатель Каупер предложил конструкцию металлических колес со спицами.
1878 г. - цепная передача введена в конструкцию велосипеда английским изобретателем Лоусоном.
1888 г. - Джон Бойд Данлоп изобрел каучуковые надувные шины, избавив велосипеды от прозвища «костотрясы».
1898 г. - изобретен механизм свободного хода и первые педальные тормоза.
Конец XIX в. - изобретены ручные тормоза.
1950 г. - известным итальянским велогонщиком Т. Кампаньоло изобретен переключатель скоростей современного типа.
1974 г. — начало массового производства велосипедов из титана.
1975 — начало массового производства велосипедов из углепластика.
1983 — изобретен велокомпьютер.
Начало 1990-х гг. - получают распространение системы индексного переключения скоростей.
Вы видели это на картинках, но стеснялись спросить.
Пенни-фартинг
Пенни-фартинг — схема велоконструкции, ставшая популярной в 70-е гг. XIX в. Монетка пенни традиционно больше фартинга — название типа модели отражает соотношение диаметров ее колес. На втулке переднего колеса («пенни») располагались педали, сверху — седло ездока. Расположенное высоко сиденье и смещенный вперед центр тяжести делали такой велосипед довольно опасным транспортным средством.
Ровер
Первый велосипед современного типа — Rover — был сконструирован в 1884 г. англичанином Джоном Кемпом Старли. Колеса Ровера имели одинаковый размер, а цепная передача приходилась на заднее колесо. Интересно, что слово «rover» со многих языков и сегодня переводится как «велосипед»: польское «rower», белорусское «ровар», украинское «ровер».
Велофальсификации
И в позапрошлом веке журналисты любили оперировать домыслами и искажать реальность. Используя популярность велосипедов в угоду громким заголовкам, «желтые» писатели подарили миру описание рисунка двухколесного велосипеда, выполненного некогда самим Леонардо да Винчи, и рассказ о самокате 1791 г. (!), якобы принадлежавшем графу де Сивраку.
На протяжении всего XX в. интерес к велосипедам то возрастал, то снижался. Начиная с 1905 г., когда автомобили стали входить в моду, велосипеды все чаще оставались на парковке. В середине века популярность байков возросла в развитых странах, где пропагандировался здоровый образ жизни и велась борьба с загрязнением экологии. Сегодня велоспорт является неотъемлемой частью будничной жизни и досуга многих жителей планеты.